Читать книги » Книги » Документальные книги » Публицистика » «Будем надеяться на всё лучшее…». Из эпистолярного наследия Д. С. Лихачева, 1938–1999 - Дмитрий Сергеевич Лихачев

«Будем надеяться на всё лучшее…». Из эпистолярного наследия Д. С. Лихачева, 1938–1999 - Дмитрий Сергеевич Лихачев

Читать книгу «Будем надеяться на всё лучшее…». Из эпистолярного наследия Д. С. Лихачева, 1938–1999 - Дмитрий Сергеевич Лихачев, Дмитрий Сергеевич Лихачев . Жанр: Публицистика / Эпистолярная проза.
«Будем надеяться на всё лучшее…». Из эпистолярного наследия Д. С. Лихачева, 1938–1999 - Дмитрий Сергеевич Лихачев
Название: «Будем надеяться на всё лучшее…». Из эпистолярного наследия Д. С. Лихачева, 1938–1999
Дата добавления: 5 январь 2025
Количество просмотров: 33
(18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Читать онлайн

«Будем надеяться на всё лучшее…». Из эпистолярного наследия Д. С. Лихачева, 1938–1999 читать книгу онлайн

«Будем надеяться на всё лучшее…». Из эпистолярного наследия Д. С. Лихачева, 1938–1999 - читать онлайн , автор Дмитрий Сергеевич Лихачев

Наследие Дмитрия Сергеевича Лихачева — филолога-слависта, специалиста по древнерусской литературе, одного из столпов отечественной культуры и науки XX века — включает в себя множество разных жанров от монографий и статей до эссе и воспоминаний. Однако долгое время оставалась неизученной еще одна важная часть его рукописного наследия — эпистолярная.
В этой книге публикуются письма Д. С. Лихачева и ответы его корреспондентов за период с 1938 по 1999 год. Среди адресатов — ученые, деятели культуры, друзья и издатели, государственные деятели (в том числе М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин). В публикуемой переписке нашли отражение важные научные дискуссии, которые велись устно и на страницах периодических изданий (о проблемах текстологии, подлинности «Слова о полку Игореве», методологии изучения русских летописей и др.), обсуждение серии «Литературные памятники», подготовка и участие в международных конференциях по гуманитарным наукам, в том числе съездах Международного комитета славистов и его Эдиционно-текстологической комиссии. Кроме того, письма дают представления о быте, интересах и образе жизни гуманитарной научной интеллигенции XX века, о дружеских связях Д. С. Лихачева и его современников.

Перейти на страницу:
class="p1">Желаю Вам, Зинаиде Александровне и всему Вашему семейству доброго здоровья и благополучия.

Ваш А. Гришунин

РГАЛИ. Ф. 3288. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 146, 147. Машинописная копия.

79. А. Л. Гришунин — Д. С. Лихачеву 20 августа 1974 г.

20 августа 1974. Москва

Глубокоуважаемый и дорогой Дмитрий Сергеевич,

По просьбе заболевшего Дмитрия Владимировича посылаю Вам эту бумагу. С А. М. Самсоновым я согласовал, с М. И. Твардовской тоже. Был еще на Красной Пахре у М. И. Твардовской и А. Г. Дементьева. Там, между прочим, связался с художником О. Г. Верейским[2539], который предоставил мне несколько своих превосходных иллюстраций к поэме и портрет А. Твардовского, рисованный им с натуры под Смоленском в 1943 году.

А. Г. Дементьев надолго и сильно занят и от писания статьи отказался, но обещал всяческую поддержку и, во всяком случае, согласился быть рецензентом. В авторы статьи он рекомендовал Ю. Г. Буртина[2540], бывшего аспиранта ИМЛИ, со статьей которого вышло несколько массовых изданий «Теркина».

Но я в отпуске, на подмосковной даче, обладая обширным материалом всяческих наблюдений над текстом и т. п., написал статью сам. Как кажется, получилось. Статья К. М. Симонова, конечно, была бы желательна, но его ведь не заставишь входить в конкретику, в текстологию вещи, изучать творческие материалы, критическую и исследовательскую литературу… Его статья будет представительной, общего характера. Такая статья может быть, а может и не быть в издании. Мария Илларионовна даже думает, что он написал бы плохую статью, и я с этим согласен, судя по некоторым его опусам подобного рода (о Луконине[2541] и др.). Мы поэтому пока оставляем этот вопрос открытым.

Главную ценность и интерес издания составят варианты текста. Их много, и они либо совсем никогда не публиковались, либо, что почти то же самое, печатались только однажды, в фронтовой газете «Красноармейская правда». При этом эти «отходы» — превосходные, изумительные стихи. Понять не могу, почему автор так не по-хозяйски ими распорядился.

Желаю Вам и Вашим близким доброго здоровья и счастья.

Ваш А. Гришунин

РГАЛИ. Ф. 3288. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 140, 141. Компьютерная распечатка.

80. Д. С. Лихачев — А. Л. Гришунину 25 августа 1974 г.

Дор[огой] Андрей Леопольдович!

Спасибо за письмо и Твардовского. Со всеми Вашими предложениями я согласен. Вполне возможно ограничиться (или, вернее, разбогатеть) Вашими статьями.

Мы в «Лит[ературных] памятниках» раньше все делали руками специалистов, и громких писат[ельских] имен нам не надо. Не надо и повторений статей из массовых изданий. Наша серия «серьезная», рассчитанная на серьезного читателя. Поэтому передайте, пожалуйста, Ал[ександру] Мих[айловичу] Самсонову — Вашему редактору, — что было бы хорошо сохранить во всем серьезный научный стиль, в том числе и в авторстве. Если все сделаете Вы один, — слава Вам и Вашему изданию.

Завтра мы уезжаем с дачи и едем на теплоходе до Горького и обратно. Поэтому тороплюсь — кончаю. Пишите. Ваши письма мне интересны очень. Вернемся 8 сентября.

Зин[аида] Ал[ександровна] кланяется. Всегда Ваш

Д. Лихачев 25.VIII.74

Иллюстрации к «Теркину» могут быть совр[еменного] художника, ибо и поэма современная.

РГАЛИ. Ф. 3288. Оп. 1. Ед. хр. 203. Л. 14 и об. Автограф.

81. Д. С. Лихачев — А. Л. Гришунину 7 декабря 1974 г.

Дорогой Андрей Леопольдович!

Письмо Варнеке[2542] очень интересно, и я прошу Вашего разрешения оставить копию у меня. «Сценическое предание» — это совершенно новый аспект в текстологии театральных текстов. Письмо надо было бы напечатать. К сожалению, ответить на Ваш вопрос о Лемах не могу (м[ожет] б[ыть], надо посмотреть в справочниках научных работников Ленинграда [19]20-х гг.?).

Нельзя, по-моему, говорить о «науськивании» Варнеке на Пиксанова. Просто люди могли быть заинтересованы в продолжении интересной полемики. Мог быть заинтересован и Шахматов[2543]. Тут нет ничего дурного.

Было бы замечательно, если бы можно было опубликовать письмо в «Изв[естиях] ОЛЯ» с Вашей вступит[ельной] статьей, почтительной к Пиксанову и Варнеке[2544]. Я надеюсь, что это только хорошо напомнит о заслугах Н. К. П[иксанова]. Может быть, есть к[акая]-л[ибо] дата его рожд[ения] или смерти?

Очень жду «Теркина». Но если не выйдет к маю, а выйдет к сентябрю, — тоже не беда.

Попросите все же написать А. М. Самсонова статью о русском солдате, а К. Симонова дать хотя бы предисловие[2545].

Искренне Ваш Д. Лихачев

Передайте, пожалуйста, мое глубокое уважение Марии Илларионовне.

Д. Л. 7.XII.74

РГАЛИ. Ф. 3288. Оп. 1. Ед. хр. 203. Л. 16 и об. Автограф; Ед. хр. 40. Л. 147, 148. Машинописная копия.

82. Д. С. Лихачев — А. Л. Гришунину 19 декабря 1974 г.

Дор[огой] Андрей Леопольдович!

Спасибо за письмо. К Глазунову[2546] я бы обращаться не хотел: он мне не нравится. А от Кеменова[2547] было бы хорошо получить письмо с просьбой издать Бенуа на имя председателя РИСО[2548].

И вот еще что! «Теркин» выходит в изд[ательст]ве «Худ[ожественная] лит[ерату]ра» с иллюстр[ациями] О. Верейского[2549].

Нам нужны либо другие иллюстрации, либо другой художник[2550]. Но О. Верейский нарушает нам правила иллюстрирования: мы ведь берем только документальные или ставшие классическими.

Ваш Д. Лихачев 19.XII.74

РГАЛИ. Ф. 3288. Оп. 1. Ед. хр. 203. Л. 19. Автограф; Ед. хр. 40. Л. 148. Машинописная копия. Письмо отправлено вместе с поздравительной открыткой с Новым годом (Л. 18).

83. А. Л. Гришунин — Д. С. Лихачеву 14 апреля 1975 г.

14. IV.75

Глубокоуважаемый и дорогой Дмитрий Сергеевич,

Спасибо за поддержку. Я нахожу Ваше ходатайство[2551] написанным идеально, и в нем, как говорится, «ни убавить, ни прибавить». Я, действительно, никому не напоминаю о себе. Сучков знал мое положение, но он, кажется, не хотел идти в обход непосредственного моего начальства и только говорил: «Мы поддержим Вашу докторскую». Но загружали меня так разными поручениями, что о работе для себя мне думать не было возможности.

Теперь, кажется, что-то просветлело: документы мои приняты и предстоит конкурс, — по возвращении А. М. Ушакова[2552] из заграничной поездки. Правда, на 2 объявленных места претендуют четверо, но моя кандидатура считается как будто бесспорной. Ну, посмотрим. Я на всякий случай не очаровываюсь.

Я только что вернулся из Калининграда с некрасовской конференции. Выступал там с докладом, посылаю Вам сборник тезисов. Пока я там был, мне звонил А. Н. Савинов[2553] — по делам Бенуа. Беспокоит меня то, что затянулось у нас это дело. Материалы давно уже — у А. М. Самсонова.

«Теркина» в середине мая сдаем в производство, сейчас работаем над ним с О. К. Логиновой.

Желаю доброго здоровья и благополучия Вам и всему Вашему семейству.

Ваш А. Гришунин

P. S. Новость — такая: в директоры ИМЛИ прочится Ю. Барабаш[2554]. Он —

Перейти на страницу:
Комментарии (0)